ХАРД-РОК.Истоки.Развитие.Сущность.
...Они (подростки) сегодня обожают роскошь,у них плохие манеры и нет ни какого уважения к авторитетам,они высказывают неуважение старшим,слоняются без дела и посто- янно сплетничают. Они все время спорят с родителями,они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе вни- мание,они прожорливы и тиранят учителей... Cократ (470/469-399 гг.до н.э.)
Мне кажется,что эти слова являются прекрасным началом реферата по теме "Рок".Тем более,что рок считается молодежной культурой,потому что...Нет! Пусть это будет одной из проблем реферата.Взявшись за тему "Рок-культура",я ни в коем случае не пытаюсь облегчить себе задачу.Наверное даже я ее усложняю. Рок-музыка - это настолько спорное направление искусства,что очень сложно выбрать правильную точку рассмотрения вопроса.Я немного ограничил тему,так как не считаю возможным рассмотреть все вариации и направления рока за столь короткое время и в столь ограниченном объеме. К сожалению, долгое время мы были лишены какой-либо информации о законодателях рока.Вся моя информация базируется на моем архиве переведенных зарубежных журналов,а также на том количестве советских журнальных и газетных статей,пластинок,накопившихся у меня за те годы,которые я серьезно увлекаюсь роком. Еще сразу хочется оговориться,что любая область человеческой деятельности не лишена "ченухи",поэтому общие фразы,последующие далее не следует распространять на всех исполнителей (поклонников) рок-музыки. Итак...
НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ "ПЕРВОЙ СКРИПКИ" В РОК-ГРУППЕ.
Начать свою работу я хотел бы с небольшого экскурса в прош- лое.Как,почему возник новый стиль музыки,с чего все началось? А началось все с того,что в 1920 году советский инженер Л.Тремен изобретает новый музыкальный инструмент - терменвокс.Он был устроен следующим образом: высота тона изменялась с помощью приближения к антенне или удаления от нее руки исполнителя.Желание использовать электричество в музыке побуждало изобретателей придумывать необычные инструменты с причудливыми названиями - эмиритон,траутониум,виолен.В тридцатые годы появились первые электрогитары.Но с современной электрогитарой общего у них нет,пожалуй,ничего,кроме ремня,на который она вешается.Да и электрогитарой те инструменты назвать было сложно.Просто из побуждения как-то выделить гитару в оркест- ре,сделать ее звук более громким,к акустической гитаре приставили звукосниматель.Но и это не вывело гитару на место лидера в оркестре, чего так хотели добиться.Звук стал громче,но сущность гитары (акком- панемент) осталась.Позднее было обнаружено,что посредством обработки звука до усилителя можно добиться невероятного результата.Тогда и была рождена электрогитара,которая приобрела со временем цельный корпус и массу электроники в придачу.В последствии именно гитара и стала "первой скрипкой" рок-ансамбля ,правда, в последнее время и бас-гитара,ранее исполнявшая только функцию аккомпанемента в группе, приобретает такие сольные партии,что и ее с успехом можно причислить к разряду лидеров в группе.
"THE BEATLES".ИСТОКИ РОКА ?
О "Beatles" написано столько, что новых открытий в этой области не сделаешь.Многие считают 4-х ливерпульских парней основателями стиля "рок".Так ли это? - Сложно сказать.Вероятно, так.Хотя мне ка- жется, что "Beatles" дали толчок к развитию стиля, который впоследс- твии назвали "софт-рок" и который еще позже перерос в так называемую "поп-музыку".Одна из черт "Beatles", позволивая мне причислить их к "попслвикам" - это относительная простота их музыки и текстов, хотя это, скорее, следствие потребностей молодежи, чем отсутствие способ- ностей у музыкантов.Молодежь тогда устала от сложностей жизни, ей хотелось чего-то легкого и доступного для понимания.Нельзя отрицать, вклад в развитие молодежной музыки "Beatles" внесли огромный.Безус- ловно, они дали духовную основу рока, подготовили для него аудиторию слушателей, но они не могли основать рок с точки зрения музыки.Много говорит за "Beatles" высказывание Боба Дилана, одного из творцов стиля "фолк-рок": - Они сделали то, что было невозможно, то что не могло быть воз- можным... Я сказал себе: теперь все будет не так; я был потрясен.И я не мог поверить, что еще несколько часов назад не видел "Beatles"...
HARD-ROCK (Справка из энциклопедии).
Хард-рок.Дословно: жесткий или тяжелый рок.Понятие настолько всеобемлющее,что многие не видят разницы между собственно рок-музы- кой и этим,одним из ее наиболее массовых и популярных ответвлений. Резкости в рок-музыке хватало всегда - первые рок-н-роллы именно поэтому раздражали слушателей,привыкших к обтекаемой,плавной переда- че музыкальных идей.Хард-рок,"призрак" которого витал в композициях поп-групп с первой половины 60-х годов,впервые принял относительно четкую форму в музыке таких групп,как "Блю чиэр" и "Крим" (хотя од- нозначно определить авторство невозможно: идея действительно носи- лась в воздухе,элементы хард-рока появились и в музыке "Битлз","Рол- линг Стоунз","Ярдбердз"). Композиции в стиле "хард-рок" вызывают субъективное ощущение тяжести,достигаемое за счет выделения ритм-секции на передний план, что требует от музыкантов виртуозного владения своими инструментами. В хард-роке,помимо "выпуклости" ритм-секции,все входящие в нее инс- трументы напрямую связаны с мелодическим лидером - гитаристом, поэ- тому здесь не может быть обособленной импровизации одного инструмен- та,а это означает,что в импровизации участвуют все инструменты группы,создавая целостность и монолитность произведения. Как самостоятельное направление"хард-рок"выделился в конце 60-х годов,и благодаря тому,что в законченном виде его донес до слушателя выдающийся гитарист Джимми Хендрикс,"хард-рок" с тех пор предполага- ет исполнение виртуозными инструменталистами,что пошло только на пользу и музыке, и ее поклонникам.К началу 70-х появились группы-ис- полины,блиставшие не только тяжестью своего "хард-рока",но и исклю- чительным композиторским талантом и исполнительским мастерством: "Лед Зеппелин","Дип Перпл","Блэк Сэббэт","Назарет","Гранд Фанк Рейл- роуд" и многие,многие другие,почти 30 лет назад определили законы и рамки хорошего тона хард-рока сегодняшнего дня. В заключение можно сказать, что синтез хард-рока с другими нап- равлениями рок-музыки,как правило, дает интересные результаты - так появился "тяжелый арт-рок","хард-фьюжн","тяжелая психоделия",а также такие стили,как "глиттер-рок","тяжелый ритм-энд-блюз","хард-кор".
Rolling Stones ("катящиеся камни")
Самое начало 60-х годов - интереснейшее время в английской музы- ке. Одной из известнейших фигур музыкальной жизни Лондона того вре- мени был гитарист и пианист Алексис Корнер. В 1962 году Корнер осно- вал свой легендарный ансамбль "Блюз инкорпоретед", в составе которого играли в разное время многие прославленные музыканты, в числе которых были и будущие участники "Роллинг Стоунс": Мак Джег- гер, Кит Ригард, Брайан Джонс, Билл Уаймен, Чачли Уоттс. Еще играя в "Б.И" они как-бы выделились в отдельный коллектив. В один из вечеров они играют вместо "Б.И" в клубе "Марки" - этот концерт и положил на- чало карьеры R.S. Основу репертуара группы составляли городские блю- зы с характерным, усиленным гитарным звуком. В ранних песнях R.S. нетрудно услышать влияние того или иного исполнителя, но, вместе с тем, группа упорно создавала свой музыкальный язык, свое звучание, с годами становившееся все более и более отчетливым. Известность, хотя и несколько скандальная, к ним пришла быстро. Пресса и публика были шокированы их музыкой, песнями с массой жаргонных выражений, манерой держаться на сцене, исходившим от них духом неприкрытой чувственнос- ти. Но состояние шока прошло, и у группы появились первые настоящие поклонники. История R.S. после 1965 года, особенно после песни "Удовлетворение" (нашему широкому кругу слушателей известна по рек- ламе "Snikers", на мой взгляд испохабившей песню), - это история стремительного взлета группы к суперславе, к положению лучшего рок-ансамбля мира. Но трагедия в Атламонте в 1969 г. ("ангелами ада" перед сценой убит один из зрителей) стала огромным шоком для музыкантов. Концерты стали сдержаннее, музыканты по-новому взглянули на ответственность исполнителя перед слушателем. Они не изменили свой облик, но надлом произошел. Их альбомы становятся все более и более искуственными, но главное - неровными. В 80-е годы многие пластинки звучали уже как самопародии и в 1987 г. ансамбль R.S. прекратил свое существование, но его участники (кроме Джонсона, умершего в июле 1969 г.) продолжили работу сольно.
Led Zeppelin. ("Свинцовый дирижабль")
Группа образовалась в 1968 г. в Великобритании. После распада известной английской группы "Yardbirds" ее гитарист Дж. Пейдж соби- рает новую группу, чтобы провести гастроли, запланированные по конт- ракту "Yardbirds". В состав группы вошел Пол Джонс, игравший с Пейд- жем до этого, а также работавший с "Роллинг Стоунз" и, вообще, имевший солидное прошлое. Под названием "New Yardbirds" музыканты провели гастроли по Шве- ции и Финляндии. Позже менеджер группы Питер Грант предложил назва- ние "Led Zeppelin" (искаженное от "lead", т.е. "покрытый свинцом"). Грант сумел получить выгодный контракт, и в конце 1968 г. группа вы- пустила первый альбом, записанный за сутки с небольшим. В феврале 1969 г. "Лед Зеппелин" провели гастроли по США, в это же время их диск попал в "Топ 10", затем стал "золотым". Второй альбом через два месяца после выхода достиг первого места и получил "платину" (с тех пор каждый диск группы становился "платиновым"). "Led Zeppelin" исповедовали блюзовую манеру игры. Однако Дж. Пейдж припес в классический блюз свое собственное понимание этой му- зыки, его "чувство гитары" было поистине уникальным (не говоря о технике игры), он тщательно "выписывал" каждый звук. Мощнейшая ритм - секция и уникальный для белого певца негритянский тембр голоса Р.Планта сделали подрожание "Лед Зеппелин" невозможным (манеру груп- пы можно было лишь слепо копировать).Импровизация, на которой основывалось творчество "Л.З." имела и свою обратную сторону: композиции были, как правило, длинными и ра- диостанции отказывались их транслировать. После выхода четвертого альбома группа несколько сократила свои гастрольные поездки, а после американского турне 73 г., побившего все рекорды продажи билетов, и вовсе прекратила их. В 1974 г. группа учредила свою собственную студию грамзаписи. В 1975 г. группа выпус- тила двойной альбом "Physical Graffiti", композиции которого значи- тельно опередили свое время, и стали своего рода ориентиром, для групп, пришедших на смену "Led Zeppelin". В 1976 году группа выпустила двойной концертный альбом и фильм, популярность "Лед Зеппелин" была беспредельной, но в 1977 году от вирусной инфекции умер сын Р.Планта, Карак, и вновь группа отказыва- ется от концертов почти на два года.В это время поползли слухи о возможном распаде "Лед Зеппелин".Однако в конце 78 года группа запи- сывает в Швеции очередной альбом (он вышел летом 79-ого). В августе 1979 года "Лед Зеппелин" дали большой концерт в Анг- лии, приготовились к записи студийной пластинки, однако приступили к работе лишь через год.А 25 сентября 1980 года, вследствие злоупот- ребления алкоголем гибнет Дж.Бонхэн.С этого дня "Лед Зеппелин" боль- ше не существует... С того же самого дня ходят упорные слухи о воссоединении группы, публика и журналисты называли возможные кандидатуры барабанщиков, но музыканты отвергают все гипотезы.Хотя в последнее время у Бонхэна появился достойный преемник, его сын Джесон. После некоторого перерыва каждый участник группы приступил к сольной работе.В 1984 году Плант и Пейдж организовали группу "Honeydrippers", а Дж.П.Джонс сейчас продюсирует английскую группу "The Mission".
"Deep Purple".
В 1968 году британская рок-сцена представляла собой очень инте- ресную картину. Отходила в прошлое "власть цветов" - вершина движе- ния хиппи. Группы типа "Кэджалс", "Пластик Пенни" лишь ненадолго привлекали внимание,неожиданный успех выпал на долю "Статус Кво",ан- самбля, который уже шесть лет пытался пробиться в хит-парады. Битлз выпустили "Леди Мадонну", двойной "белый" альбом, сорокопятку "Хей, Джуд". Джордж Харрисон закончил работу над первым большим сольным проектом. Джон Леннон И Йоко Оно издали скандальный диск "Два девс- твенника". Начались репетиции "Лед Зеппелин"; "Роллинг Стоунз" вы- пустил "Банкет нищих". Разной музыки было очень много, в хит-парадах соседствовали инс- трументальные пьессы Х.Монтенегро, "Битлз", Луис Армстронг, Эстер и Аби Офарим. Сфера рок-музыки расширялась. Привлечение джазовых или симфонических элементов было еще в новинку, но уже не вызывало удив- ления. Рок еще не успел, как сегодня, рассечься по разным возраст- ным, социальным, культурным слоям, когда каждый занимается своим де- лом. Взаимовлияние было очень сильным. Вот в таких условиях в феврале 1968 года три английских музыканта решили создать новую группу. Это были Джон Лорд, Ян Пейс и Ритчи Блэкмор. Все трое были довольно известны в мире английского рока. О Блэкморе мы поговорим позже. Барабанщик Ян Пейс, которому едва исполнилось 20 лет, уже с начала 60-х годов играл с различными коллективами. Джон Лорд, органист, долго и серьезно изучал класси- чечкую музыку, пробовал свои силы в театре, потом увлекся джазом, много играл с рок-ансамблями, стремясь найти пути и способы сочета- ния своих увлечений классикой и эстрадой. Лорд, Пейс и Блэкмор пригласили басиста Ника Семилера и гитарис- та Рода Инанса и записали свой первый сингл "Тише". Пластинка вошла летом того же года в первую пятерку в США. Вскоре в американских хит -парадах появился и первый диск - гигант группы "Дип Перпл" - "The shades of Deep Purple". Сейчас эта пластинка представляется во мно- гом наивной и неумелой, но в некоторых композициях уже чувствуется незаурядное мастерство инструменталистов, которое от пластинки к пластинке будет расти и служить эталоном для многих их последовате- лей. Следующая пластинка "The Book of Taliesyn" привлекает экспери- ментами Лорда в области сближения рока и классики. Вскоре сложилась парадоксальная ситуация - пластинки "Deep Purple" поподали в амери- канские хит -парады, а у себя на родине, в Англии, группа была прак- тически неизвестна. "Deep Purple" решили сделать что-то у себя дома. Для начала они заменили Иванса и Симплера Яном Гилланом и Родже- ром Гловером. Гиллан был известен не только как вокалист, но и как поэт, автор песен, а за плечами Гловера был многолетний опыт игры в различных ансамблях. В таком составе "Deep Purple" и Королевский фи- лармонический оркестр (дирижер - Малькольм Арнольд) исполнили кон- церт, написанный Джоном Лордом в 1969 году. "Концерт" Лорда стал тем редким случаем, когда попытка соединения рока и "академической" му- зыки была одинаково восторженно встречена поклонниками и той и дру- гой музыки. "Живая" запись из Альберт - холла была выпущена на плас- тинке. Кстати, "Концерт" был не единственным таким опытом Лорда. Поворотным моментом в истории "Deep Purple" послужила пластинка "Deep Purple in Rock". Диск вышел летом 1970 года, почти одновремен- но с сорокопяткой "Black Night", ознаменовав новый этап в творчестве группы. "Тяжелый металл" тогда только набирал скорость. Для миллионов слушателей "крестным отцом" жанра - если не строго хронологически, то духовно - стал ансамбль ""Deep Purple"" В почерке коллектива поя- вилось все, что потом использовали другие "металлические" группы - громкость, как эстетическая составная, простые риффы-гитары и бас-гитары, часто играемые в унисон, характерный вокал, мощный мотор ударных. Что отличает "Deep Purple" от своих последователей, так это готовность постоянно впитывать новое, что появляется в других жан- рах, открытость другим музыкальным влияниям. Ни "Deep Purple", ни "Led Zeppelin", также стоящий у идейных истоков "тяжелого металла" замкнутостью не отличались. Может быть, именно поэтому многое в их музыке интересно и сегодня. Вскоре, группа предприняла турне по нескольким европейским стра- нам. Везде их встречали восторженные толпы поклонников. Ян Гиллан был приглашен исполнять главную партию в знаменитой рок-опере "Иисус Христос - Суперзвезда". Тогда же Лорду впервые поручили написать му- зыку для кинофильма. В 1971 году первые места хит-парадов многих стран заняли сингл "Дип Перпл" "Странная женщина" и гигант "Fireboll". Эти пластинки, а также последующие "Machine Head", "Сделано в Японии", "Что мы о себе думаем" выдвинули группу в число суперзвезд мирового рока. На этих пластинках есть первокласные вещи, но у слушателя начало создаваться впечатление, что музыканты разрабатывают одну и ту же жилу, и в 1973 году Гиллан и Гловер ушли из "Deep Purple", мотивируя свое решение отсутствием какого-либо продвижения вперед. Им нашли замену (Дейв Кавердейл и Хьюз), но в 1975 году из "Deep Purple" ушел Блэкмор. За- менили и его, но, несмотря на это в 1976 году "Deep Purple" прекра- тил свое существование. Все его участники, впрочем, продолжали играть со своими группа- ми. Но старые старые привязанность оказались сильнее разногласий. В 1984 году Лорд, Пейс Блэкмор, Гловер и Гиллан собрались в студии и записали "Абсолютно ненормальных людей". В 1986 году вышел еще один гигант возродившегося "Deep Purple" - "Дом голубого цвета". История современного рока не может не включить в себя творчество "Deep Purple" Группа оказала огромное влияние на все развитие рок-музыки, влияние, которое продолжает ощущаться сегодня в твор- честве самых разных коллективов.